• Историко-краеведческий комплексный музей-лаборатория «Звёздная летопись» Центра образования «Школа здоровья» № 287 имени С. К. Годовикова г. Москвы

    Историко-краеведческий комплексный музей-лаборатория «Звёздная летопись» Центра образования «Школа здоровья» № 287Историко-краеведческий комплексный музей-лаборатория «Звёздная летопись» Центра образования «Школа здоровья» № 287 Останкинского района был торжественно открыт 3 сентября 2007 года, к 860-летию Москвы.

    Музей посвящен астрономии и  истории отечественной космонавтики. По состоянию на сентябрь 2012 года общее количество музейных предметов в экспозиции и в фондах насчитывает около 15 тысяч  единиц хранения, среди которых: предметы вещевого и документального фондов, книжный фонд, филателия и филокартия (марки и открытки), видеотека, творческие работы учащихся.

    Экспозиция музея постоянно пополняется новыми экспонатами и на сегодняшний день состоит из пяти разделов.

  • Историко-краеведческий музей «Веков связующая нить» СОШ № 1701 Зеленоградского АО г. Москвы

    previewСегодня трудно представить себе образование или социокультурную деятельность без музейного компонента, а значит и без грамотного учащегося и компетентного специалиста. Задача воспитания активного ученика успешно решается в рамках нового педагогического направления – музейной педагогики, предусматривающей обучение и воспитание учащихся на музейном материале в условиях музейной среды образовательного учреждения.

  • Историко-краеведческий музей «История Конькова: прошлое и настоящее» СОШ № 49 Юго-Западного АО г. Москвы

    14Пятого сентября 1997 года, в честь 850-летнего юбилея Москвы, в школе был открыт историко-краеведческий музей, посвященный району Коньково, расположенному на территории Юго-Западного административного округа города Москвы. Идея создания музея принадлежала директору школы – Беровой Галине Ивановне. Непосредственным создателем, собирателем, хранителем экспонатов стали учителя, родители и учащиеся школы во главе с учителем истории Курносовой Людмилой Дмитриевной.

  • Историко-краеведческий музей «Москва – столица Великой России» СОШ №739 г. Москвы

    Историко-краеведческий музей «Москва – столица Великой России»Краеведческий музей в школе № 739 создан по инициативе учащихся и преподавателей. Экспозиция музея включает в себя следующие разделы:  «Москва со дня основания до наших дней», «Древнерусская живопись», «Северные письма» (древнерусские иконы),  «Старопечатные книги», «Предметы быта народов Севера России». Отдельный раздел посвящён выставке поделок учащихся школы из дерева. Планируется открытие раздела «Дело мастера боится», который будет касаться истории народных промыслов.
    В собрании музея есть уникальные экспонаты, среди которых старинные иконы, книги на церковнославянском языке, предметы церковного обихода и крестьянского быта.
    В планах музея – собрание, систематизация и оформление материала по темам как: русские меценаты, музеи московского Кремля, русская живопись, народы России и их культура, Большой Театр, личность Юрия Гагарина.

    На базе краеведческого музея регулярно проводятся мероприятия самой разной направленности: классные часы, беседы по истории России, москвоведению, мировой художественной культуре, изобразительному искусству, религии; лекции по истории русской литературы, печатного дела, древнерусской иконописи.
    Музей «Москва – столица Великой России» награждён многими дипломами за подготовку и проведение мероприятий по краеведческой работе.

    Руководитель музея – отличник народного просвещения Суханова Лидия Алексеевна.

  • Историко-краеведческий музей «Обелиск» СОШ № 914 района Очаково-Матвеевское г. Москвы

    Историко-краеведческий музей «Обелиск»  СОШ № 914 района Очаково-Матвеевское г. МосквыШкольный музей был открыт 22 февраля 2005 года. Его деятельность направлена на изучение и сохранение отечественного культурно-исторического наследия, развитие творческих способностей личности, воспитание активной гражданской позиции, художественного вкуса у детей, повышение их культурного уровня.

    Учащиеся принимают активное участие в подготовке и проведении экскурсий для школьников и жителей микрорайона  «Очаково-Матвеевское». Они повышают свой уровень информационной грамотности, учатся анализировать и систематизировать информацию.

    Экспозиция музея содержит следующие разделы:

    – Краеведение (экспозиция посвящена истории микрорайона «Матвеевское»);

  • Историко-краеведческий музей «Русский быт. Золотые руки мастеров России» музейного комплекса «Великая страна – великая история» СОШ № 1062 района Митино г. Москвы

    Историко-краеведческий музей «Русский быт. Золотые руки мастеров России» музейного комплекса «Великая страна – великая история» СОШ № 1062 района Митино г. МосквыИстория музейного комплекса школы началась с учреждения музея «Русский быт. Золотые руки мастеров России» в марте 2009 года. Организаторами музея стали учитель истории Л. Е. Иркова и заведующая школьной библиотекой Н. П. Данькевич.

    Музейная экспозиция состоит из 5 разделов: «Русская изба», «История костюма», «Русская обрядовая кукла», «Русские  народные музыкальные инструменты», «Русские народные промыслы». Процесс создания музея увлёк не только детей и родителей, но и педагогический коллектив. Музей стал одной из дополнительных площадок воспитания и образования учащихся.

    За год существования музея «Русский быт» выставка «Русские народные промыслы» превратилась в полноценный самостоятельный музей, занимая отдельное помещение. Экспозиция музея «Русские народные промыслы» состоит из 9 частей:

    – «Народная игрушка»: «История Русской матрёшки», «Богородская резная игрушка», «Дымковская народная игрушка», «Филимоновская игрушка (свистульки)», «Костромские игрушки», «Игрушки из соломы, «Чудеса из бересты»;

  • Историко-краеведческий музей «Свиблово» имени Героя Советского Союза Андрея Михайловича Серебрякова СОШ 1098 СВАО г. Москвы

    Историко-краеведческий музей «Свиблово»  имени Героя Советского Союза Андрея Михайловича Серебрякова СОШ 1098 СВАО г. Москвы«Заповедный уголок – это наш район Свиблово.
    Место зелёное, светлое, дивное.
    Голубем в небо вознёсся стремительно
    Старый московский район удивительный!»

    Музей существует с 1998 года, но фактически его история началась раньше. В 1995 году группа учащихся, родителей, учителей школы участвовала в субботнике по уборке территории усадьбы Свиблово. Именно тогда учащиеся и заинтересовались историей усадьбы и района. Постепенно стали наводить справки, изучать документы, собирать рассказы старожилов, фотографии, предметы быта и одежды давно минувших дней.

    Свиблово – удивительный район. Здесь прославленный историк Н. М. Карамзин задумывал «Историю государства Российского», А. С. Пушкин воспевал в своих стихах весну, в храме звонил колокол, снятый Петром I с пленённого шведского корабля; здесь жил писатель В. М. Шукшин, именами покорителей северных широт названы многие улицы.

    Основные разделы музейной экспозиции: «Свиблово в XIV-XX веках»; «Храм Живоначальной Троицы»; «Усадьба Свиблово, её обитатели и гости»; «Их имена в названиях улиц»; «Жили были»; «Они сражались за Родину».

  • Историко-краеведческий музей СОШ № 1391 с углублённым изучением отдельных предметов посёлка Киевский Троицкого административного округа г. Москвы

    prewИсторико-краеведческая деятельность в школе ведётся с её основания в 1978 году. С 1980 года начала работать историко-краеведческая комната. Школьный музей был открыт в 1987 году. Через десять лет, в 1997 году при музее открылся клуб «Судьбы Отечества».

  • Историко-этнографический музей «Георгий Победоносец – Хранитель Москвы» СОШ № 184 Дмитровского района САО г. Москвы

    Историко-этнографический музей  «Георгий Победоносец – Хранитель Москвы»  СОШ № 184 Дмитровского района САО г. МосквыИстория музея началась 1 октября 1998 года, когда в школе был создан музей «Русско-грузинской дружбы». Через 6 лет после основания музея его коллекция была расширена и дополнена новыми экспонатами. Обновлённый музей «Георгий Победоносец – Хранитель Москвы» был открыт 26 ноября 2004 года. Примечательно, что Георгий Победоносец является небесным покровителем как Москвы, так и Грузии.

    Экспозиция музея состоит из 7 основных разделов:

    – «Житие святого Великомученика и Победоносца Георгия» (раздел повествует о жизни Святого Георгия, его подвиге и мученической смерти);

    – «Уголок грузинского дома» (в разделе показан быт и традиции Грузии);

    – «Уголок русского дома» (представлены экспонаты, показывающие русский традиционный промысел, быт, традиции);

    – «Военный  орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия» (в разделе рассказывается об учреждении и истории ордена Святого Георгия, статутах награды, о полных георгиевских кавалерах, о Георгиевских наградах);

  • Историко-этнографический музей «Жили-были ростокинцы» СОШ № 352 района Ростокино г. Москвы

    Историко-этнографический музей «Жили-были ростокинцы» СОШ № 352 района Ростокино г. МосквыШкольный музей «Жили-были ростокинцы» был организован в 2005 году. Музей создавался силами учителей, учащихся, их родителей и жителей района Ростокино, которые привозили предметы музейного значения из разных уголков России.

    В музее представлены следующие экспозиции: «Русская изба», «Предметы быта и орудия труда крестьян прошлых столетий», «Ростокино: вчера, сегодня, завтра», «Народные художественные промыслы», «Лосиный остров», «Рукоделие». Среди экспонатов есть берестяной короб; жестяная коробка, выпущенная в 1912 году; кованые вилы и багор; керамическая тарелка, которой более двух веков.

    В экспозиции «Народные художественные промыслы» представлены филимоновские и богородские игрушки; изделия из соломки и бересты; деревянные изделия с хохломской росписью; скопинская художественная керамика;  керамика с росписью Гжель.

    В экспозиции «Русская изба» можно увидеть печь с чугунками и горшками; ухваты; лопаты; короба.

    В экспозиции «Предметы быта и орудия труда» представлены отбивалки для льна; рубель, коромысло, самовары, утюги; кошки для ловли ведер из воды.

    В экспозиции «Рукодельница» можно ознакомиться с подушечками,  очешниками, рубахами, блузами, рушниками, кружевами.

    В собрании музея есть предметы, найденные на раскопках. В настоящее время эти артефакты изучаются исследовательской группой.

    Деятельность музея направлена на несколько направлений дополнительного образования учащихся: театрально-художественное искусство (спектакли, кукольный театр, изобразительное творчество); фольклор, научно-исследовательскую и проектную деятельность.

  • Историко-этнографический музей-театр «Полина изба» СОШ № 354 имени Д. М. Карбышева

    Завершился Московский городской конкурс музеев «Первые шаги».

    В течение 10 дней на сцене главной музейной площадки Департамента образования города Москвы- МосгорСЮТур - выступило 63 музея, приняло участие 537 человек, из них – 393 учащихся и 144 педагога. В составе высокопрофессионального жюри работали эксперты из числа педагогической общественности и ветеранов, музейные педагоги ВУЗов Москвы, сотрудники сектора краеведения и музейного дела МосгорСЮТур. Все участники конкурса представляли временную выставку на вертикальной и горизонтальной поверхности, электронную презентацию  и устное 10-минутное выступление. Школа представила на конкурс историко-этнографический музей-театр «Полина изба». Задача перед нами стояла не из легких: музей, лишь в марте получив сертификат, сразу же выставлялся на городской конкурс наравне с маститыми этнографическими комплексами ОУ.

  • Краеведческий музей «Крылатское» СОШ № 1133 г. Москвы

    previewМузей в школе был открыт в 2003 году. Главная цель музея – расширение знаний учащихся о культуре и быте русского народа, знакомство с известными людьми района Крылатское, изучение флоры и фауны природного заказника «Крылатские холмы».

    Воспитательная цель музея: воспитание чувства гордости за свою малую родину и Родину в целом.

    Развивающая цель: развитие интереса к истории своего народа, его культуре, традициям и быту.

    Обучающая цель: научить детей (из актива музея) пользоваться печатным материалом музея, доносить информацию до слушателей, грамотно вести экскурсию.

  • Литературный музей «В. Д. Берестов и его окружение» гимназии № 1565 «Свиблово» г. Москвы

    previewЛитературный музей «В. Д. Берестов и его окружение»– уникальный и пока единственный музей писателя, литературоведа, переводчика и историка Валентина Дмитриевича Берестова (1928-1998). Музей был открыт 5 апреля 2010 года. Он начал свою работу ещё в 2009 году, благодаря содействию Наталии Ивановны Александровой(вдовы В. Д. Берестова).

    В фондах музея хранятся личные вещи, документы, сувениры, предметы быта В. Д. Берестова, а также книги из домашней библиотеки писателя, переданные семьей Валентина Дмитриевича, его друзьями. Имеют место материалы, собранные в течение десяти лет Литературным центром В. Д. Берестова при Российской государственной детской библиотеке, преемником которого является музей, продолжая поисковую работу. Музей собирает все издания произведений В. Д. Берестова.

  • Литературный музей «Сказы Павла Петровича Бажова» СОШ № 352 района Ростокино г. Москвы

    Литературный музей «Сказы Павла Петровича Бажова» СОШ № 352 района Ростокино г. МосквыШкольный  литературный музей «Сказы Павла Петровича Бажова» СОШ № 352 был открыт 27 августа 2008 года к 130-летию со дня рождения знаменитого уральского сказочника.

    Музей был создан в результате кропотливой поисковой деятельности преподавателя Людмилы Юрьевны Рыскуновой, её учеников и их родителей. Ими был собран материал, связанный с творчеством уральского сказочника: книги, статуэтки, коллекции  минералов, диафильмы,  детские сочинения, рисунки по сказам, поделки. Исследовательская работа воплотилась в школьный проект «Сокровища «Малахитовой шкатулки». Учащиеся работали под девизом: «Книга и мир вокруг нас». Затем дети выступали на окружном конкурсе проектных работ «Умники и умницы», где ученики  предложили создать в своей школе музей к 130-летию П. П. Бажова.

    «Главным героем» музея являются сказы уральского «чудодея», познавшего и раскрывшего тайны словесного искусства своего народа. Необычайно широк охват тем сказов – от времён крепостного права до сегодняшнего дня. И все они по-своему актуальны. Сказы Бажова не только прославляют мастерство русского человека, но и сами дают жизнь новым произдениям искусства, новым его мастерам. Они не стареют, так как кроме значительных художественных достоинств владеют ещё одним –  славят рабочего человека и его труд.

  • Мини-музей «Волшебная бумага» Вешняковской лингвистической гимназии № 1389 района Вешняки ВАО г. Москвы

    В каждой группе учреждения созданы мини-музеи, посвящённые разным темам. Среди них стоит отметить мини-музеи бумаги, камня, дерева. Помимо этого есть музеи, посвящённые Великой отечественной войне, музей «Ложки» и музей «Подводное царство». Для самых маленьких ребят работает музей-выставка «Наши первые сказки». Все музеи реализовывают общие цели и задачи, направленные на реализацию целевых образовательных стандартов, обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка, охрану жизни и укрепление здоровья детей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка.

    Цель музея: привлечь внимание родителей к музеям; создать мини-музей как отражение интересов и проявление инициативы детей; обогатить развивающую среду группы; использовать новые формы работы с детьми и их родителями.

  • Музей «История российской дипломатии» Кадетской школы-интерната № 11 «Московский дипломатический кадетский корпус» г. Москвы

    Музей «История российской дипломатии»Музей  «История российской дипломатии» открыт 10 февраля 2011 года.

    Цели и задачи музея:

    – приобщение воспитанников корпуса к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений россиян, способствующих формированию уважения к своему Отечеству;

    – формирование целостного взгляда воспитанников на историю России через историю  российской дипломатии, роль дипломатов в истории России;

    – развитие  навыков работы воспитанников в библиотеках, архивах, использование компьютерных технологий, справочных материалов, взаимодействие со СМИ и другими музеями.

    В музее представлено 4  тематических экспозиции:

  • Музей «17-ой Гвардейской Мозырской кавалерийской дивизии имени Героя Советского Союза Льва Михайловича Доватора» СОШ № 662 района Западное Дегунино САО г. Москвы

    Музей «17-ой Гвардейской Мозырской кавалерийской дивизии имени Героя Советского Союза Льва Михайловича Доватора» СОШ № 662 района Западное Дегунино САО г. МосквыМузей основан в 1970 году первым директором школы А. А. Буданцевым, кавалером двух орденов Славы, участником парада победы в 1945 году и учителем Начальной военной подготовки В. Н. Казаковым, участником Великой Отечественной войны, воевавшим в рядах казачьей дивизии.

    В создании музея принимали участие ветераны войны, учителя, учащиеся и их родители. Всё в музее было сделано руками учащихся. В музее были собраны ценные экспонаты, среди которых подлинные документы и фотографии, награды и личные вещи воинов. Были построены и витрины, диорамы, стела памяти павших – место проведения торжеств. В музее ведётся большая работа по патриотическому воспитанию учащихся.

    В школьном музее бережно хранятся Книги памяти, военные находки. Постоянно проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Вместе с ветеранами учащиеся совершают походы и экскурсии по местам боевой славы. Из каждой поездки ребята привозят капсулы со священной землёй: из Петрищево, Палашкино, Дубосеково, из Керчи, Смоленска, Катыни.

    Основное направление в работе музея это экскурсионная и познавательная деятельность учащихся. Цель музейной работы – гражданское и патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики; приобщение детей к военно-патриотической и краеведческой работе.

  • Музей «А память священна…» СОШ № 423 ВАО г. Москвы

    На протяжении многих лет ученики школы и педагогический коллектив поддерживают и укрепляют школьные традиции. Каждая экспозиция неповторима, ибо она часто включает единственные в своём роде документы и предметы. Экспозиция школьного музея «А память священна…» – результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Это база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся; она носит образовательно-воспитательный характер.

    Наиболее специфичной для музея формой просветительской работы является музейная экскурсия, то есть коллективный осмотр музея посетителям. Экскурсия – это одна из основных форм работы школьного музея с учащимися. В практику просветительной деятельности школьного музея «А память священна…» вошли формы работы, способствующие воспитанию гражданственности. К ним относятся тематические вечера, концерты с ветеранами, почётными жителями района, с интересными людьми, музейные уроки, торжественные приемы гостей различного уровня.

  • Музей «Бабушкина горница» СОШ № 896 г. Москвы

    Главная цель музея:

    - Желание познакомить детей с жизнью, бытом обычаями и традициями русского народа в разное историческое время.

    - Желание зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его культуре, развить чувство гордости за свой народ.

    - Осуществление образовательной деятельности.

    - Формирование у дошкольников культурно-эстетических и нравственно-патриотических чувств.

  • Музей «Боевая слава России» СОШ «Школа надомного обучения» № 388 района Бибирево г. Москвы

    Музей «Боевая слава России» СОШ «Школа надомного обучения» № 388 района Бибирево г. МосквыМузей был открыт 30 сентября 2009 года в школьном кабинете истории. Собрание музея содержит 72 единицы хранения, библиотека – 110 экземпляров тематической литературы.

    В музее представлены следующие экспозиции:

    – «Битва за Москву»;

    – «Военная форма от ВОВ и до наших дней»;

    – «Жители района – участники ВОВ»;

    – «Полководцы ВОВ»;

    – «Памятные письма, награды периода ВОВ»;

    – «Вооружение солдата Советской Армии»;